8-800-500-52-11

Бесплатно по России

+7(4852)72-62-74

Заказать звонок

Качественная дорожная краска для разметки дорог и материалы для ее нанесения АК-503, АК-505, АК-511, АК-513, АК-540, АК-585

                        1111111.jpg

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА

Начинаем цикл бесед о лакокрасочных материалах, и откроет его актуальная тема – качественная дорожная разметка и материалы для ее нанесения.

Введение

Дорожная разметка – система линий и знаков, имеющих строго определенные цвет, размеры и форму, нанесенных на дорожное полотно, а также элементы оборудования дорог. Ее назначение – регулирование движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожного движения.

Родоначальником дорожной разметки считается Эдвард Н. Хайнз, член дорожной комиссии штата Мичиган, США. В 1911 году он предложил нанести центральную линию для разделения полос движения на первую в мире бетонную дорогу в г. Детройт. 10 лет спустя в английском городке Саттон Колдфилд появилась первая маркировка Великобритании. Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был настолько успешным, что впоследствии белая маркировка дорог стала стандартом в Великобритании и множестве других государств.

В настоящее время помимо дорог разметка используется на заправках, наземных и подземных парковках, на территории аэропортов и производственных помещений.

Различают горизонтальную и вертикальную дорожную разметку. Горизонтальная разметка наносится непосредственно на проезжую часть, вертикальная – на элементы оборудования дорог и дорожные сооружения.

Разметка может быть постоянной или временной. Для постоянной разметки используется белый цвет. Временная разметка может наноситься материалами желтого или оранжевого цвета и используется при ремонтных работах и реорганизации дорожного движения.

Материалы для дорожной разметки

Требования к материалам для дорожной разметки регламентируются ГОСТ Р 52575-2006. Для нанесения дорожной разметки используются следующие материалы:

Лакокрасочные материалы – разметка на их основе имеет срок службы от 6 месяцев до 1 года. Зачастую для улучшения видимости разметки в ночное время в краску непосредственно перед применением можно вводить световозвращающие стеклянные микрошарики размером 70-160 мкм.

Термопластики – имеют толщину наносимого слоя от 1,5 до 4 см, и, как следствие, срок службы до нескольких лет. Правда, при этом и стоимость работ по разметке увеличивается в 3 - 4 раза. Поэтому термопластичные материалы используют только в местах с очень высокой интенсивностью движения.

Холодные пластики – имеют срок службы до 2 и более лет. Это двухкомпонентная система, в которой вторым компонентом является отвердитель, который вводится в композицию непосредственно перед нанесением разметки. Для нанесения разметки холодным пластиком необходимо оснащать маркировочные машины специальным узлом для смешивания композиции пластика с отвердителем и тщательно следить за тем, чтобы в нем не оставалось этой смеси.

Но традиционно наиболее широко используемыми материалами для нанесения дорожной разметки остаются лакокрасочные материалы – органоразбавляемые и водно-дисперсионные.

Водно-дисперсионные краски для разметки дорог обладают одним важным преимуществом – они экологически безопасны. Однако низкая эксплуатационная долговечность, необходимость хранения при температуре выше 0 °С не способствуют их широкому распространению.

Органоразбавляемые лакокрасочные материалы наиболее широко используются для разметки дорог.

«Классикой жанра» в этом сегменте является используемая с 1975 года нитроцеллюлозно-эпоксидная эмаль ЭП-5155. Она обладает необходимым комплексом технологических и светотехнических характеристик, делающих ее пригодной для применения в качестве разметочного материала. Однако ЭП-5155 не лишена недостатков – высокое (до 60%) содержание растворителей и низкая светостойкость и прочность, что обуславливает ее быстрое истирание в процессе эксплуатации разметки.

Предпринимались попытки создать новый материал для разметки дорог на основе эпоксидных, нефтеполимерных смол, нитроцеллюлозы, кремнийорганики, но все они не увенчались успехом.

Рост производства отечественных акриловых сополимеров обусловил появление лакокрасочных материалов с высоким сухим остатком (более 70%), при этом износостойкость краски возросла в 2-10 раз. Это такие материалы как АК-503, АК-505АК-511АК-513АК-540АК-585 и другие.

Свойства материалов для дорожной разметки.

Здесь необходимо разделить два понятия – свойства лакокрасочного материала для дорожной разметки и свойства непосредственно разметочного покрытия. Первое важно для работников дорожно-строительной службы, которые будут проводить маркировку дорожного полотна. Второе – для «пользователей» разметки – водителей транспортных средств и пешеходов.

Итак, какими же свойствами должен обладать современный лакокрасочный материал для разметки дорог с точки зрения специалиста ДРСУ?

Во-первых, это условная вязкость. В зависимости от класса разметочного материала вязкость может находиться в различных пределах: 40 – 119 с, 120 – 200 с, более 200 с. Наибольшей популярностью пользуются краски с вязкостью до 120 с. Материал с такой вязкостью легко и удобно наносится ручными способами (валиком или кистью), а при использовании спецтехники может быть разбавлен до требуемой рабочей вязкости.

Второй важный показатель – время высыхания. Быстросохнущий материал предпочтительнее сохнущего долго – это и производительность окрасочных работ, и быстрое освобождение размечаемого участка дороги для движения транспорта. В зависимости от класса разметочного материала время высыхания может доходить до 60 мин. Лакокрасочные материалы на основе акриловых сополимеров обеспечивают высыхание в течение 10 – 15 мин.

Следующий показатель – степень перетира (другими словами – размер) частиц пигмента в краске. Чем она больше – тем выше вероятность засорения фильтров разметочной машины при нанесении материала. ГОСТ Р 52575-2006 разделяет по степени перетира дорожную краску на 2 класса: менее 50 мкм и 50 – 100 мкм. Обычно степень перетира находится в пределах 50 – 70 мкм. Для окраски валиком или кистью этот показатель, естественно, большого значения не имеет.

Укрывистость – т.е. количество материала, пошедшего на окраску единицы площади дороги. Данный показатель зависит от цвета краски. Чем выше укрывистость, тем больше расход материала при нанесении дорожной разметки. Следует отметить, что краски для дорожной разметки обладают высоким удельным весом, их плотность может колебаться в пределах 1,4 – 1,6 г/см3. Как следствие «тяжелые» материалы обладают достаточно высокой укрывистостью – так, например, краска АК-511 белая имеет укрывистость до 200 г/м2 (для сравнения – тот же показатель для эмали ПФ-115 белая составляет не более 100 г/м2, т.е. в два раза меньше).

Есть и еще одно существенное, хотя и не нормируемое ГОСТом свойство краски – стабильность при хранении. Специфика работы ДРСУ такова, что приходится закупать оптом большие объемы краски для разметки и постепенно ее расходовать во время сезона. При этом краска низкого качества способна в процессе хранения выпадать в осадок, зачастую плотный, практически не поддающийся перемешиванию. Качественный лакокрасочный материал стабилен в течение 12 и более месяцев.

И последнее – сорность краски, точнее ее отсутствие. Материал может соответствовать всем показателям нормативного документа, но в силу ряда причин технического характера плохо профильтрован или не фильтрован вообще. Как результат – засорение дорогостоящих фильтров разметочных машин и дополнительные трудозатраты по очистке сорного материала.

А какие свойства дорожной разметки важны для водителей и пешеходов? В отличие от «дорожников» они являются потребителями не исходного лакокрасочного материала, а конечного покрытия.

Итак, первое и самое основное – разметка должна быть хорошо различима в любое время суток. Т.е. высушенное лакокрасочное покрытие в должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52575-2006 и иметь определенные координаты цвета и значение коэффициента яркости. Использование световозвращающих стеклошариков улучшает видимость разметки в ночное время.

Второе – стойкость разметочного покрытия к износу под действием колес автотранспорта. Она определяется твердостью покрытия, зависящей от типа применяемого пленкообразователя. Акриловые лакокрасочные материалы обладают повышенной твердостью и сопротивляемости износу. Введение в краску световозвращающих стеклошариков армирует разметочное покрытие, придавая ему дополнительную прочность.

Третье – стойкость дорожной разметки к атмосферным воздействиям – прямым солнечным лучам, резкому перепаду температур, влиянию дождя, снега и др. Часто по весне мы видим, что вместе со снегом на дорогах «растаяла» двойная сплошная, «зебра» пешеходного перехода, линия «СТОП» перед светофором. Для работников дорожной службы – это повод порадоваться, что с приходом нового сезона они не остались без работы. Для водителей и пешеходов – это головная боль и прямая возможность рискнуть здоровьем, а то и жизнью. Качественная краска должна обеспечивать сохранение разметочного покрытия не менее полугода, т.е. после схода снега следы разметки должны быть видны на дороге. Стойкость покрытия определяется показателем «адгезия», т.е. прочностью сцепки краски с дорожным полотном, зависящей, наряду с типом пленкообразователя, еще и от степени наполнения краски пигментами и, конечно же, качеством выполнения окрасочных работ. Даже самая распрекрасная краска, нанесенная на пыльный или мокрый асфальт, «отскочит» очень быстро.

Разбавление материалов для дорожной разметки

Как уже было сказано раньше дорожная разметка может наноситься как вручную, так и с использованием спецтехники. Зачастую, а во втором случае – обязательно, требуется разбавление краски до рабочей вязкости. Акриловые материалы, как наиболее популярные в настоящее время, разбавляются толуолом или бутилацетатом. Использование других растворителей нежелательно, а зачастую и нецелесообразно – это и увеличение времени высыхания покрытия, и ухудшение адгезии, и даже полная несовместимость растворителя с краской.

Замывку разметочного оборудования (вплоть до кистей и валиков) следует проводить тем же растворителем, который использовался для разбавления краски. Более того, замывочный растворитель можно смело использовать для последующего разбавления лакокрасочного материала, а не выливать «на ландшафт». Рекомендации типа «после эксплуатации разметочной машины следует промыть шланги, фильтры и сопла уайт-спиритом (вариант – бензином)» следует игнорировать безоговорочно, если не хотите испортить оборудование. Уайт-спирит и бензин не совместимы с акриловым сополимером, входящим в состав краски для разметки; засор шлангов и фильтров – меньшее из того, что вас ожидает.

Особенности использования материалов для дорожной разметки

Таковых, собственно, три:

1.     Про оседание пигмента из краски при длительном хранении я уже говорил. Хочу только добавить, что если вы решили вымешать плотный осадок на дне тары, необходимо перед загрузкой краски в емкость разметочной машины профильтровать ее через слой технического капрона или 3 – 4 слоя марли. В противном случае непромешанные крупные частицы пигментного осадка засорят фильтры тонкой очистки.

2.     Для удобства использования краски для дорожной разметки производители фасуют ее в металлические барабаны по 60 кг или в ведра по 30 кг. Загружать краску в емкость разметочной машины целесообразнее из барабанов, а при ручном нанесении (окраска бордюров, «зебра») удобнее пользоваться ведрами.

3.     Необходимо помнить, что краска для дорожной разметки – материал быстросохнущий, время его высыхания напрямую зависит не только от погодных условий, но и от толщины нанесенного покрытия. При нанесении краски толстым слоем, особенно в жаркую погоду, верхний слой материала высыхает очень быстро, запирая растворитель в толщине покрытия и препятствуя его испарению. В результате получается сухое сверху, но мягкое лакокрасочное покрытие, легко раскатываемое колесами автомобилей. 

Видео на тему:

"Качественная дорожная краска для разметки дорог и материалы для ее нанесения АК-503, АК-505, АК-511, АК-513, АК-540, АК-585"


Вместе с этим читают:

 "Технология нанесения материалов для дорожной разметки"

"Влияние пигментов и наполнителей на на стойкость к истиранию покрытий для дорожной разметки"

"Сравнение технических показателей красок для дорожной разметки Штоллрефлекс Д 1163(Австрия ) и АК-513 (ООО ПО ХИМТЭК)"