8-800-500-52-11

Бесплатно по России

+7(4852)72-62-74

Мессенджеры

+7(939)776-85-77

Заказать звонок

ДЕФЕКТЫ ЛКП: ОБРАЗОВАНИЕ ПОТЕКОВ, ШАГРЕНЬ, СМОРЩИВАНИЕ, СОРНОСТЬ, РАЗНООТТЕНОЧНОСТЬ.

Все, кто когда-либо занимался ремонтом или просто покраской каких-то поверхностей, сталкивались с тем, что в процессе формирования и эксплуатации лакокрасочного покрытия на окрашенной поверхности могут появляться дефекты, ухудшающие его защитные или декоративные свойства.

Изменяется цвет, степень блеска, внешний вид покрытия, в процессе эксплуатации пленка ЛКМ покрывается сетью трещин, начинает шелушиться или сморщиваться – т.е. покрытие становится непрезентабельным на внешний вид или вообще непригодным к эксплуатации. В этой статье мы постараемся дать определения различным дефектам ЛКП (лакокрасочных покрытий), попробуем установить причины, по которым эти дефекты могут возникнуть, а также опишем пути их устранения.

К возникновению дефектов лакокрасочного покрытия могут приводить различные причины – нарушение технологического процесса при окрашивании, несоблюдение температурного режима, неправильная подготовка окрашиваемой поверхности или самого лакокрасочного материала (особенно двух- и более компонентного) и т.д. На лакокрасочное покрытие может оказывать негативное влияние и внешние факторы, такие как, перепады температур, наличие осадков, повышенная влажность воздуха (особенно морского), воздействие промышленной атмосферы (пары кислот, щелочей, растворы солей, промышленные газы – СО, СО2, SO2, окислы азота и др.), абразивное воздействие песка, пыли и др.

Т.е. в зависимости от причин возникновения дефектов их можно условно разделить на две большие группы – дефекты, вызванные субъективными причинами (по вине человека), и дефекты, возникающие в результате объективных внешних факторов. Попробуем рассмотреть наиболее типичные дефекты лакокрасочных покрытий, причины, их вызывающие и методы предотвращения и устранения дефектов.

Итак, начнем с первой группы дефектов ЛКП – возникающих по вине человека.

   Образование потеков. 

Образование потеков – избыточное количество эмали, которое стекает по вертикальным или наклонным поверхностям. Это дефект, ухудшающий внешний вид окрашенного изделия; на защитные свойства покрытия, как правило, влияния не оказывает. Для покрытий 5, 6 класса допускается наличие отдельных потеков. Для покрытий 1-4 класса данный дефект недопустим.

потеки.png

Причины дефекта:

Первопричиной данного дефекта в подавляющем большинстве случаев является избыточное количество наносимого на поверхность материала. А вот вариантов, почему это произошло может быть несколько:

  • Покрытие нанесено на неотвержденный предыдущий слой ЛКМ или на подсохшую пленку, которая растворяется и дает возможность стекать верхнему слою;
  • Расстояние от краскопульта до поверхности слишком мало или материал напылен неравномерно, либо слишком толстым слоем;
  • Большой диаметр сопла распылителя;
  • Большое количество медленно испаряющегося растворителя или низкая вязкость ЛКМ (особенно характерно для безвоздушного распыления);
  • Рабочая температура в зоне окраски слишком низка и растворитель из ЛКМ испаряется слишком медленно;
  • Окрашиваемая поверхность слишком холодная или слишком низкая температура наносимого ЛКМ.

Действия по устранению дефекта:

Уже высохшие потеки можно удалить шлифованием. Затем покрытие необходимо нанести ещё раз с соблюдением всех рекомендаций.

   Шагрень.

Шагрень (апельсиновая корка) – покрытие не является однородно гладким, а покрыто мелкими углублениями. Это связано с тем, что свеженанесенный ЛКМ имеет плохой разлив. Данный дефект относится к дефектам внешнего вида и на защитные свойства ЛКП не влияет. Для покрытий 1 класса шагрень не допускается, для 2 и 3 класса – допускается незначительная шагрень. Для покрытий 4 класса и выше допускается наличие шагрени на поверхности.

шагрень.png

Причины дефекта:

  • Вязкость наносимого материала слишком высока;
  • Использован не подходящий для данного материала растворитель со слишком высокой летучестью;
  • Рабочее давление краскопульта или мало или велико;
  • Слишком большой диаметр сопла распылителя;
  • Окружающая температура или мала или велика;
  • Готовая к напылению краска имеет низкую температуру;
  • Малая толщина покрытия.

Действия по устранению дефекта:

Незначительная шагрень удаляется шлифованием. В более тяжелых случаях следует зачистить окрашенный участок и нанести покрытие заново.

   Сморщивание покрытия.

Сморщивание покрытия – после высыхания поверхность покрытия имеет слегка волнистую форму. Также относится к дефектам внешнего вида. По ГОСТ 9.032 «ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения» наличие сморщивания нормируется для определенного класса покрытия.

сморщивание.png

Причины дефекта:

  • Использован неподходящий для данного ЛКМ растворитель или в растворителе избыток сиккатива;
  • Не соблюдено время межслойной сушки (материал был нанесен на не полностью высохший предыдущий слой;
  • Высокая температура окружающего воздуха.

Действия по устранению дефекта:

В случае слабого сморщивания покрытие следует подвергнуть усиленной сушке, зашкурить и подкрасить. Если сморщивание сильное, то следует удалить покрытие и нанести заново.

    Сорность покрытия.

Сорность покрытия (наличие посторонних включений) – на свежеокрашенной поверхности находятся частицы пыли, грязи, др. посторонних включений. Также относится к дефектам внешнего вида.

сорность.png

Причины дефекта:

  • На поверхности осталась пыль после шлифовки;
  • Неудовлетворительная подготовка поверхности труднодоступных мест;
  • Неудовлетворительная чистота помещения, оборудования, нагрязненная спецодежда и/или применяемый для окрашивания инструмент;
  • Загрязненный воздух, применяемый для распыления материала;
  • Засоренность фильтров окрасочной камеры;
  • Попадание в ЛКМ посторонних частиц или плохая фильтрация ЛКМ перед нанесением (либо ее отсутствие).

Действия по устранению дефекта:

Одиночные включения могут быть удалены в процессе напыления (фильтром распытителя). Мельчайшие множественные включения следует удалить шлифованием. Если включения пыли глубоко захвачены пленкой покрытия, следует зачистить поверхность и нанести покрытие заново.

    Разнооттеночность покрытия.

Разнооттеночность покрытия – свежеокрашенный участок не совпадает по оттенку цвета с первоначальным покрытием. Иногда наблюдается расслоение в свеженанесенном покрытии. Относится к дефектам внешнего вида, на защитные свойства покрытий не влияет. Допускается только для покрытий 6 класса. Для остальных классов покрытия допускается лишь на невидимых поверхностях.

разнооттеночность.png

Причины дефекта:

  • Использован материал другой партии или он недостаточно хорошо перемешан;
  • Неправильно подобрана рабочая вязкость материала;
  • Использован неподходящий растворитель для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости;
  • Неправильная техника нанесения ЛКМ (не отрегулирован размер окрасочного факела или происходит прерывание струи лакокрасочного аэрозоля; не соблюден режим температуры и относительная влажности воздуха);
  • Различная толщина лакокрасочного покрытия;
  • Неравномерное поглощение лакокрасочного покрытия окрашиваемой поверхностью (для пористых поверхностей);
  • Неудовлетворительный розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой поверхности.

Действия по устранению дефекта:

Зачистить дефектный участок поверхности, приготовить новый ЛКМ и нанести на поверхность заново с учетом рекомендаций производителя. Для устранения переходов от партии к партии и выравнивания цвета покрытия использовать специальный растворитель (позволяет сделать незаметным переход от одного оттенка к другому). Использование функциональных добавок для улучшения розлива ЛКМ.

Стоит отметить, что основной причиной образования большинства дефектов является некачественная подготовка поверхности к нанесению ЛКМ. Именно поэтому очень важно уделить достаточно времени подготовительным мероприятиям. В частности, поверхность следует зачистить от следов коррозии и защитить от новой, с чем отлично справляются грунтовки антикоррозионные ГОСТ. Также необходимо убрать загрязнения и посторонние среды (плесень, масла, смазки и др.жировые следы). Некоторые ситуации допускают нанесение ЛКМ поверх коррозии – в таком случае необходимо предварительно купить грунтовку ЭП 0199  или другой ЛКМ, например грунт-эмаль ХВ-0278, Ярфаст, Прайм Антикор, Фаст-Праймер, которая может быть нанесена поверх остатков коррозии.

Все работы по окрашиванию должны проводиться при подходящих климатических режимах. При неблагоприятных условиях процесс следует отложить. Таким образом возможно существенно снизить риски появления дефектов.

ХИМТЭК
ул.Республиканская, 55/7 150000 Ярославль
ул. Промышленная, д.2е Ярославль
+7(4852) 30-79-97 +7(4852) 30-30-28 +7(4852) 72-64-47 +7(4852) 72-62-74 +7(4852) 31-43-37 himtek@himtek-yar.ru