8-800-500-52-11

Бесплатно по России

+7(4852)72-62-74

Заказать звонок

Линии жизни. Дорожная разметка (АК-511 и АК-585)

разметка. 2jpg.jpg

В последние годы в связи со значительным увеличением парка легкового и грузового автотранспорта страны возрастала роль технических средств, обеспечивающих организацию дорожного движения. Одну из важнейших ролей здесь играет качество и функциональность дорожной разметки, обладающей, как известно, особенностям, не присущими дорожными знакам, светофорам, сигнальным столбикам. Линии и символы дорожной разметки позволяют точно узнать границы полос движения, места остановки транспортных средств, участки, где ограничена и запрещена стоянка автомобилей, расположение пешеходных переходов. И потому весьма отрадно наблюдать, что Росавтодор и органы управления автомобильными дорогами всех уровней власти начинают уделять вопросам качества дорожной разметке повышенное внимание.



Сегодня на федеральные автомобильные дороги наносится горизонтальная разметка с применением разнообразных материалов и изделий: высоконаполненных красок и эмалей, таких как АК-503АК-505АК-511АК-513АК-540АК-585термопластиков, штучных форм и полимерных лент. 
Краска АК-511 предназначается для разметки дорог (нанесения линий безопасности на асфальте). Может использоваться в комплекте со стеклошариками для придания разметке световозвращающих свойств. Краска АК-585 предназначается для разметки дорог (нанесения линий безопасности). Может применяться как на отечественных разметочных устройствах, так и на разметочном оборудовании европейского производства. 
При этом используются различные современные технологии, включая безвоздушное нанесение краски экструдерное и спрей-нанесение пластичных материалов. Их всех объединяет комплекс вопросов, которые надо решить. Самое главное, разметка должна служить долго, быть видна в любое время суток и обеспечивать безопасность. И, прежде всего, разметке необходимо иметь высокое сцепление с колесом транспортного средства, чтобы при торможении не происходило заноса. Особенно это важно для двухколесных машин, в частности мотоциклов, владельцы которых частенько пренебрегают правилами дорожного движения, запрещающими ездить по разметке, разделяющей автомобильные ряды. К счастью водителей и пешеходов, Россия уверенно движется по пути решения большинства вышеперечисленных задач.


Последней новацией в данной сфере можно считать технологию горизонтальной структурированной дорожной разметки. Ее отличает повышенная стойкость к истиранию элементов разметки и их отличное сцепление с колесом, а также наличие стеклошариков – компонента, придающего разметке способность к световозвращению, улучшающему ее видимость. Такого вида дорожной разметки раньше не было в национальном стандарте. Первые эксперименты по ее нанесению были проведены в Воронежской области примерно в 1995-1996 годах. В течение ближайших месяцев структурированная дорожная разметка получит статус нормированной технологии, имеющей право на применение в дорожном хозяйстве нашей страны. Правовой основой для данного начинания послужило то, что, например, в Федеральном управлении «Центральная Россия» с 2003 года действует стандарт организации, в который включены более жесткие требования к разметке, чем в национальном стандарте. Этот документ увязан с европейскими нормами. В его развитие специалистами МАДИ (ТУ) и Научно-производственного центра «М Дорконтроль» был разработан и разрабатывается ряд нормативных документов, на основе которых будут внесены изменения в национальные стандарт на дорожную разметку. Сейчас нормативы находятся на стадии утверждения.



Хорошо известно, что существует достаточно серьезная проблема обеспечения видимости дорожной разметки ночью в дождливую погоду. Даже разметка термопластиком, выступающая над поверхностью асфальта на несколько миллиметров, оказывается под слоем воды, не говоря уже о разметке краской, имеющей толщину не менее 1 мм . Выход – создание специальной структурированной разметки, «рваная» поверхность которой позволяет пропускать воду между бугорками материала. В темное время при дожде видимость такой разметки мало отличается от ее видимости в сухую погоду. Структурированную разметку можно выполнять как из пластиков, так и из полимерных лент, имеющих рельефную структуру. Есть надежда, что скоро данный вид разметки начнут применять в больших объемах на федеральных автомобильных дорогах, имеющих значительную ширину проезжей части, где в дождь большое количество воды уходит с поверхности через крайние полосы.



На практике подобная ситуация характеризуется тем, что человек за рулем видит из транспортного средства разметку в перспективе, когда ее бугристая поверхность сливается, зрительно образуя единую линию. Изменение угла зрения водителя в таком положении составляет около 1,5. Функциональность разметочному составу придают такие компоненты, как стеклошарики и фракционный материал, который способствует повышению видимости разметки в темное время суток в отраженном свете фар и улучшает ее сцепление с колесами транспорта, что крайне важно в дождливую погоду и зимой, когда скользкие обледенелые полосы представляют реальную опасность для жизни автомобилистов.



Согласно существующему ГОСТу нанесение стеклошариков должно проводиться в обязательном порядке везде, кроме дорог 4-й категории. В термопластик шарики, как правило, вводятся в нескольких уровнях – внутрь разметочного материала – и наносятся непосредственно на его поверхность. Вначале на световозврашение начинают работать шарики, которые находятся наверху. Под колесами автомобилей они с течением времени они постепенно матируются либо перестают функционировать. Одновременно с этим стирается верхний слой термопластика, но обнажается и начинает работать уже следующий слой, где также есть стеклошарики. «Многослойность» материала увеличивает стоимость разметки, но и существенно повышает ее эффективность.


разметка.jpgЭксперты также возлагают большие надежды на использование при нанесении разметки уже упомянутой полимерной ленты, которая на
клеивается на существующий или втапливается в свежеуложенный асфальтобетон. Эта технология получила широкое распространение за рубежом в тех странах, где обеспечение безопасности движения стоит на первом месте и на дорожное хозяйство выделяются серьезные бюджеты. Наклеивание ленты применяется в основном при организации движения по временным схемам, например, при производстве дорожных работ. Главное достоинство такой разметки – это четкое направление движения транспортного потока, особенно в сложных местах: при сужениях проезжей
 части, на криволинейных участках и т. п. По окончании работ временная разметка легко удаляется вручную просто путем отрыва ленты от асфальта. При этом повышенные затраты на разметку лентой с лихвой компенсируются за счет снижения аварийности, а также за счет отсутствия затрат на дорогостоящую демаркировку временной разметки.


Второй вариант предполагает нанесение разметки на еще горячий асфальтобетон, когда уложенную ленту прикатывают катками. При этом получается долговечная постоянная разметка, способная выдержать до 8 млн. наездов шин, (для сравнения: краска выдерживает до 500 тыс. наездов, а термопластик – около 1,5 млн. наездов) и обеспечивающая безопасность движения, так как сохраняет свои безопасность движения, так как сохраняет свои световозвращающие свойства и хорошее сцепление с колесами машин в течение всего срока службы. А служит такая разметка от 2 до 6 лет в зависимости от интенсивности и характера движения на участке, но в любом случае в 4 раза дольше термопластика и в 20 раз дольше кра
ски. Сейчас в стране проводятся многочисленные эксперименты по применению такой разметки. Она была нанесена на 3 участках с высокоинтенсивным движением в Москве (2004 год – Ленинский пр-т, 2005 г .- Моховая улица и улица Новый Арбат), на участках федеральных трасс под Москвой (М-2, 2004 г .) и недалеко от г. Тобольска ( 2005 г .), а также на одной из центральных площадей г. Казани ( 2005 г .). Сейчас за данными участками установлено наблюдение в целях определения дальнейших перспектив применения лент в России.

Что касается затрат на данный вид разметки, то сейчас разметка краской обходится примерно в 100 руб., термопластиком – примерно в 600 руб., а полимерной лентой – от 1500 до 2200 руб. за 1 м 2 готовой разметки. Но если принять во внимание приведенные выше совершенно различные сроки службы разметки, то ленточный вариант оказывается вполне сопоставим с указанными затратами на выполнение работ по разметке красками или термопластиками. Проблема состоит лишь в том, что единовременные затраты на выполнение разметки лентами существенно выше, и потому ее стоит применять только на многополосных дорогах и улицах с высокоинтенсивным движением, где кроме финансовых показателей на пер
вое место выступает задача обеспечения безопасности движения в течение срока службы разметки.



Однако очевидными цифрами убедить государство применять прогрессивные технологии, включая разметку лентой, сложно. Ведь для того, чтобы решить дорожную проблему, нужно, прежде всего, решить проблему финансирования отраслей. А пока Россия тратит на автомобильные дороги чуть больше 1% национального бюджета, хотя в большинстве развитых стран это около 3% бюджета.

Нужно отметить еще один важный аспект. В странах Западной Европы постепенно снижается объем применения горячих разметочных материалов – термопластика – и делается упор на применение материалов по холодным технологиям, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу и повысить безопасность производств
 составляют примерно 25%.а работ. Это, кстати, касается не только дорожной разметки, но и асфальтобетонных смесей. Широко используются краски с уменьшенным количеством органического растворителя, который создает необходимую консистенцию, но, испаряясь в процессе сушки, оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Россия тоже создает щадящие экологию разметочные материалы, и если лет 10 назад растворителя в отечественной краске было 60-70%, т.е. 2/3 массы уходило потом в воздух, то теперь его показатели



Снизить наличие вредных компонентов удается за счет применения новых материалов и технологий. Появляется оборудование, которое позволяет наносить более вязкие материалы, с меньшим количеством растворителя, и при этом заметно улучшается качество разметки. Так, в старом варианте у нанесенного рисунка не было четких краев, а теперь можно видеть очерченную границу между участком, где есть краска, и поверхностью асфальтового покрытия, где ее нет.



По мнению подвижников новых технологий, широкое применение современных материалов и изделий при устройстве горизонтальной дорожной разметки может стать одним из способов решения задачи по повышению безопасности дорожного движения, поставленной президентом России в своем послании к Федеральному собранию в мае 2006 года. Говорить об актуальности проблемы еще раз просто не имеет смысла – нужно действовать, а все необходимое для этого, как показывает практика, у страны есть.

Видео на тему: